Художественно-эстетические классы. Профиль - музыка


Возраст 7-11 лет является благоприятным для воспитания музыкального восприятия. В этом возрасте необходимо пробуждать в ребенке интерес к музыке, учить понимать и переживать ее содержание. Это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой художественной культуры, обогащение их слухового опыта, но и формирование различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.

Цель музыкального образования: Формирование духовно богатого мира личности ребенка, создание предпосылок для дальнейшего музыкального и личностного развития.

Задачи:

Образовательные:

1. Овладение необходимым объемом знаний по предмету.
2. Умение пользоваться полученными знаниями в системе музыкальных предметов (спец. инструмент, музыкальная литература, сольфеджио, оркестр, хор и т.п.).
3. Умение изложить и обосновать свою точку зрения на музыкальное произведение (соответственно возрастным возможностям).

Развивающие:

1. Формирование творческой активности, развитие творческого потенциала личности учащихся.
2. Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления.
3. Развитие основных психических свойств личности: памяти, внимания, мышления, воображения.

Воспитательные:

1. Формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей.
2. Развитие художественного вкуса и общей культуры личности.
3. Формирование слушательских навыков, навыков анализа музыкальных произведений (соответственно возрасту).

В настоящее время современная массовая школа еще очень часто сводит обучение к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. В результате многие выпускники школы, обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, применить умение самостоятельно думать, принимать нестандартные решения.

Поэтому, наряду с образовательными задачами, важнейшей развивающей задачей должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Поэтому развитие творческого начала, творческих способностей определяется данной программой как приоритетное направление, как актуальная проблема развития личности ребенка, без которой процесс образования будущего музыканта представляется неполноценным.

Недостаточно научить ребенка каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке. Важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им не известное в мире музыки.

Формы проведения занятий

На уроках в начальной школе активно чередуются различные виды и формы деятельности, благодаря чему и происходит адаптация ребенка в сфере искусства, выявляются его склонности и интересы. Разнообразие форм и методов деятельности позволяет поддерживать интерес учеников к предмету, стимулирует развитие их творческого потенциала. Основная форма проведения урока – рассказ-беседа – обогащается множеством дополнительных форм, таких как: творческая игра, дидактическая игра, командная игра-соревнование, викторина письменная или устная, самостоятельные письменные работы: индивидуальные и групповые (ребусы, загадки, кроссворды, вопросы по пройденной теме), мини-концерты, слушание музыки, музыкальная импровизация, просмотр учебных видеофильмов, знакомство с произведениями различных видов искусств и их анализ, создание тематических выставок рисунков, творческих работ учащихся, конкурсы – домашних заданий, музыкальные, художественные.

"Музыкальные" классы начальной школы