Психолого-педагогическая служба школы
Психолого-педагогическая служба школы – структурное подразделение, деятельность которого направлена на:
- обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями, особенностями и способностями
- преемственности психологического сопровождения на разных возрастных этапах
Основные принципы деятельности специалистов ППС:
- Принцип индивидуального подхода, уважения фундаментальных прав и достоинств обучающихся: право на конфиденциальность, самоопределение и автономию
- Принцип соблюдения профессиональной этики, забота о благополучии обучающихся и воспитанников («Не навреди!»)
- Принцип многообразия форм и методов работы: компетентность, честность и ответственность
- Принцип профессионального содружества — включенность в профессиональную общность
Задачи сопровождения на каждой ступени образования:
Дошкольное образование - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности адаптации и социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, а также развития инициативы и творческих способностей
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
Основная школа - психологическое сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного, профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика девиантного поведения, обучение навыком конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Приоритетные направления деятельности:
1. Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическая помощь)
2. Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников, повышение их психологической культуры (беседы, семинары, родительские клубы, и т.д.).
3. Помощь обучающимся в профориентации, в выборе профессии и социальной адаптации ( тренинги, обучающие встречи)
ППС - многоуровневая система взаимодействия специалистов с детьми разного возраста, педагогами, родителями и социальными партнерами. Центр этого взаимодействия - интересы формирующейся личности.
Хорошее взаимопонимание и сотрудничество, энтузиазм, психологическая компетентность, высокий уровень психологической культуры наших специалистов определяет гуманистическую направленность психологического воздействия и позволяет достигать в этой работе положительных результатов. Слаженная, дружная команда педагогов отличается нестандартностью мышления, и способностью выполнять профессиональную деятельность последовательно и ответственно.
Советы психолога родителям будущих первоклассников
Памятки родителям будущих первоклассников
Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.
Для того чтобы первоклассник успешно адаптировался к ситуации обучения, родителям необходимо соблюдать следующие рекомендации:
* Не придирайтесь к ребёнку и не ругайте по мелочам. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяться глухим.
* Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт ему ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
* Не бойтесь быть твёрдыми с ним. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить своё место.
* Не делайте для него и за него то, что он в состоянии сделать для себя сам.
* Не заставляйте его чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле. Он отыграется на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
* Не подвергайте слишком большому испытанию его честь. Будучи запуган, он легко превращается в лжеца.
* Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет его веру в вас.
* Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться ещё больше. Покажите ему, что такое мужество.
Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться:
* Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
* Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
* Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
* Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
* Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
* С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
* Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
* Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
* Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
* Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Психолого-педагогическая служба гимназии объединяет специалистов разного профиля: медиков, психологов, логопедов, социальных педагогов.
Целью работы МПСПС является осуществление позитивного взаимодействия представителей трех сторон образовательного процесса: педагогов, учеников, родителей.
Служба призвана обеспечивать психологическое, физическое и социально-нравственное здоровье детей и подростков; способствовать наибольшему раскрытию потенциальных возможностей личности каждого учащегося; обеспечивать комфортность пребывания воспитанников в образовательном учреждении; оказывать помощь и поддержку воспитанникам, имеющим логопедические проблемы, учебные и коммуникативные затруднения; выполнять функцию защиты ребенка от жестокого обращения; обучать навыкам социализации; организовывать социально-психологическую и правовую работу с родителями учащихся (консультативную, профилактическую, обучающую).
Деятельность МПСПС в гимназии направлена на организацию активного сотрудничества как администрации, педагогов, учащихся и их родителей, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи всем участникам воспитательного процесса. В рамках службы осуществляется социально-психологическое изучение детей и подростков для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Особое место в работе специалистов службы занимает ребенок, переживающий кризис подросткового возраста, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты адекватные и взаимные.
Служба оказывает помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации при возникновении трудностей в обучении, проблем с выбором профессии, при нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников, при появлении проблем со сверстниками, педагогами, родителями. Осуществляет развитие психологической культуры всех участников воспитательного процесса.
Сотрудники службы работают в направлении профилактики, индивидуальной и групповой диагностики, индивидуального и группового консультирования, индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работы, развитии психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Психолого-социальное сопровождение учащихся является необходимым условием развития образовательной среды школы, залогом успешного функционирования учебно-воспитательного процесса.
ПС определяет следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся. В начальной школе это: определение готовности к обучению и обеспечение адаптации в школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и творческих способностей. В средней школе это: адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных взаимоотношений со сверстниками и с родителями, профилактика девиантного поведения. В старшей школе задачами сопровождения воспитательно-образовательного процесса являются: помощь в профессиональном самоопределении, развитие способностей к целеполаганию, поддержка в решении проблем самопознания и поиска смысла жизни, формирование психолого-социальной компетентности, профилактика девиантного поведения и вредных привычек.
Одно из направлений деятельности психологов службы -диагностическая работа, проводимая с целью выявления уровня развития каждого школьника, наличия мотивации в обучении, особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся. Диагностическая работа ведется с учетом возрастных особенностей детей и необходима для определения стартовых позиций не только каждой возрастной группы учащихся, но и конкретно индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Диагностика включает следующие параметры:
¨ психологическую готовность учащихся 1-х классов к обучению в школе;
¨ умение адаптироваться в новых для первоклассников условиях;
¨ развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления), школьной мотивации, межличностных отношений, индивидуально-личностных особенностей (тревожности, самооценки и пр.);
¨ адаптация учащихся 5-х классов к средней школе;
¨ темп работоспособности, интеллектуальная лабильность, мотивация, тревожность, самооценка, межличностные взаимоотношения (в средней школе);
¨ особенности психического развития, эмоционально-волевой сферы, самостоятельность выбора и самоконтроля (в старшей школе);
¨ определение ценностных ориентаций, осознания себя в межличностных взаимоотношениях;
¨ профессиональное самоопределение школьников (в старшей школе).
Помимо диагностической работы психологи гимназии занимаются коррекционно-развивающей, консультативной и профилактической деятельностью. Эти направления носят как индивидуальный, так и групповой характер.
Школьные психологи осуществляют сопровождение всего учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения. Проводимые тестирования, диагностики, развивающие и коррекционные занятия с детьми этой категории позволяют налаживать взаимоотношения ребят в коллективе, способствуют повышению мотивации в обучении, позволяют воспитанникам поверить в свои силы и возможности. Сотрудники службы обеспечивают психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся и педагогов Центра образования, осуществляя индивидуальные и групповые занятия с учителями и, проводя индивидуальные и семейные консультации для родителей. Педагоги-психологи регулярно выступают на родительских собраниях по вопросам, имеющим особый интерес у законных представителей учащихся школы.
К услугам ребят - психомоторная комната, оснащенная необходимым комплектом специального оборудования для развития ребенка. Здесь психологи гимназии проводят коррекционную и развивающую работу с учащимися. Всего в школе открыты 4 специализированных кабинета, занимаемые специалистами социально-психологической службы.
ПС последовательно внедряет в практику принцип преемственности, помогая осуществлять сопровождение всего воспитательно-образовательного процесса от детского сада до выпускника.
Система личностно-ориентированной педагогики, осуществляемая сотрудниками социально-психологической службы, дает возможность учитывать, использовать и развивать способности каждого школьника, обеспечивая наибольшее раскрытие потенциала ребенка. Воспитательная работа в гимназии ориентирована не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности учащегося, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптации.
В гимназии разработана и внедряется в практику программа профилактики наркозависимости «Наше будущее - в наших руках!» В рамках этой программы с учащимися школы проводятся интерактивные игры («Скажи наркотикам «нет»!», «Мы за здоровый образ жизни» и др.), проводятся лекции с участием специалистов наркодиспансера № 6 и лекция-практикум «Жизнь без табака», организуются просмотры видеороликов по профилактике употребления психоактивных веществ. Тема наркомании выносится на обсуждение в школьном дискуссионном клубе «Оппонент».
Профилактическая работа социальных педагогов МПСПС включает в себя как организацию бесед на правовые темы (групповые и индивидуальные), преодоление правовой безграмотности учащихся, так и профилактику вредных привычек и девиации в поведении. Ребятам предлагается использовать весь потенциал гимназии (занятость в секциях, студиях и клубах), занятия спортом, участие в школьных соревнованиях, литературных и музыкальных вечерах и пр. с целью организации содержательного досуга воспитанников и, как итог, выбор приоритета здорового образа жизни и отказ от вредных привычек, на заседаниях дискуссионного клуба ребята выступают с подобранным ими материалами о вреде алкоголя и табака, создают видеоролики на эту тему. После просмотра видеоматериалов происходит заинтересованное, активное обсуждение увиденного и «горячей» проблемы в целом. Задача состоит в том, чтобы подвести участников обсуждения к самостоятельному и непреложному выводу о том, что наркотики - зло, но противостоять ему и можно и нужно. С подростками группы риска проводится работа при участии школьного инспектора - майора полиции, входящего в состав медико - психолого - социально - педагогической службы гимназии.
Во внедряемой в школе системе здоровьесберегающих технологий социальными педагогами гимназии организуются лекции для ребят по рациональному питанию и лекции по гигиене, которые проводят специалисты данного профиля, приглашаемые в школу.
Одним из направлений деятельности социальных педагогов школы является социальная защита прав детей. Педагоги принимают участие в создании благоприятных условий для развития ребенка; устанавливают связи и партнерские отношения между семьей и образовательным учреждением; выявляют случаи жестокого обращения с ребенком, доводя полученную информацию до соответствующих организаций (отдела опеки муниципалитета Марьино, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела МВД России по району Марьино); оказывают поддержку детям-инвалидам и сиротам; изучают медико-психолого-педагогические особенности личности, условия их жизни, посещают семьи учащихся; участвуют в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов; работают с ребятами группы риска и подростками девиантного поведения, проводя с ними профилактические беседы, выходя на контакт с семьями этих ребят и постоянно курируя их на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
Для успешной работы с различными категориями учащихся сотрудники МПСПС ежегодно составляют социальный паспорт образовательного учреждения, который позволяет определить общую тенденцию в работе педагогов с соответствующим контингентом воспитанников.
В своей работе социальные педагоги школы используют потенциал межведомственных организаций, таких, как: ОВД, КДН и ЗП, ОПОП №41, Совет ветеранов войны и труда. Социальный педагог гимназии является представителем школы на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних при разбирательстве вопросов, связанных с девиацией подростков - учащихся Центра образования, совершивших какое-либо противоправное действие.
На базе гимназии №491 "Марьино" созданы и работают три дворовых общественных родительских совета (ДОРСы), непосредственное участие в деятельности которых принимают социальные педагоги школы. Задача ДОРСов - активизировать работу с детьми и подростками по месту жительства, организуя их досуг во внеурочное время, способствовать успешной социализации молодежи.
Учителя-логопеды, входящие в состав психологической службы, в своей работе используют методики, позволяющие детально обследовать речь младших школьников и дающие полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции. Логопеды гимназии работают по утвержденным образовательным программам, согласованным с окружным методическим центром.